Всемирный день ребенка отмечается во вторник
20 ноября 2012 года

День ребенка отмечается во вторник во всем мире по инициативе Организации объединенных наций (ОНН) в честь принятия ряда документов по защите прав ребенка.

Генеральная ассамблея ООН рекомендовала в 1954 году всем странам ввести в практику празднование Дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия подрастающего поколения во всем мире.

ООН предложила правительствам назначить любую дату для этого дня. Однако 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка.

В каждой стране дети составляют примерно 20-25% населения. В разных государствах свои "детские" проблемы. В развитых странах - отрицательные последствия пристрастия к телевизору и компьютерам. В Западной Европе озабочены слишком ранним сексуальным развитием детей, а в Японии опасность видят в разрушении традиционных методов воспитания и в широком проникновении западных привычек и форм поведения. В наименее развитых странах Африки и Азии детям угрожают голод, СПИД, неграмотность и военные конфликты.

ДЕТСКИЕ СТРАТЕГИИ

По данным последней переписи населения, в России насчитывается более 26 миллионов детей.

Президентом России 1 июня 2012 года утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Это документ нового типа. Принимавшиеся ранее стратегии в этой области касались в основном восстановления того уровня обеспечения защиты прав детей, который имелся в советскую эпоху, отмечают в Минобрнауки России.

По мнению министерства, сегодня уже можно говорить о положительных достижениях в сфере защиты детства. Так, например, на 51 тысячу или 29% уменьшилось число детей в государственном банке данных о детях-сиротах; на 12 тысяч или 19% сократилось число родителей, лишенных родительских прав; на 130 тысяч или 37% снизилось число детей, состоящих на учете в органах внутренних дел.

Почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья или более половины от общего числа учащихся сегодня занимаются в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

Вместе с тем, остаются и нерешенные проблемы: сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья подростков; более 80% детей, лишенных родительского попечения. Для решения этих проблем, считают в Минобрнауки, необходимо развивать новые институты и механизмы защиты прав детей.

Речь идет о внедрении в субъектах РФ новых технологий оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении. Особое внимание будет уделено профилактике социального сиротства. Госдумой в сентябре уже принят в первом чтении законопроект о введении социального патроната, направленный на предупреждение изъятия детей из семьи. В министерстве рассчитывают, что уже в ближайшее время законопроект будет принят в окончательной редакции.

Для расширения возможностей социализации детей-сирот также планируется реформировать детские дома и интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей, - они будут переориентированы на содействие семейному устройству и постинтернатное сопровождение детей-сирот. Эти проблемы призвана решить, по мнению уполномоченного при президенте РФ Павла Астахова, программа "Россия без сирот". Согласно проекту документа, разработанного в аппарате омбудсмена, в течение 5-7 лет в стране должны быть ликвидированы все детские дома, останутся только специализированные интернаты и школы.