Россиянам, фигурантам экспортного дела в США, предложили меньший срок взамен на признание
19 октября 2012 года

Прокуратура Бруклина предложила россиянам, ключевым фигурантам "экспортного дела", минимальные сроки наказания в случае, если они незамедлительно признают свою вину, сообщил в пятницу Аркадий Бух, адвокат одной из подозреваемых, Виктории Клебановой.

О громком деле, связанном с нарушением правил торговли, стало известно 3 октября, когда ФБР объявило о задержании восьми человек по подозрению в незаконном экспорте высоких технологий в Россию. Всего по делу проходят одиннадцать человек, трое из которых находятся в розыске. Четверо из восьми арестованных - глава компании Arc Electronics Александр Фишенко, а также Александр Пособилов, Виктория Клебанова и Анастасия Дятлова, имеют паспорта США и паспорта РФ. МИД РФ признал их гражданами России, пообещав поддержку. Троих из восьми арестованных - Фишенко, Пособилова и Клебанову - прокуратура называет "организаторами преступной схемы" о незаконном экспорте в Россию микроэлектроники двойного назначения.

"Если россияне немедленно признают себя виновными, то прокуратура предлагает Фишенко 121-151 месяц заключения (10-12 лет), Пособилову 108-135 месяцев заключения (9-11 лет) и Клебановой 78-97 месяцев (6,5-8 лет) тюрьмы. В случае, если они не признают своей вины, а это сделает суд присяжных, им грозят такие сроки, которые с учетом их нынешнего возраста лишают их шанса выйти на свободу", - сказал Бух.

По его словам, Клебанова не намерена признавать себя виновной.

Адвокат встретился со своей подзащитной в федеральной тюрьме предварительного содержания в Бруклине, куда она была перевезена в четверг. По его словам, Клебанова держится спокойно.

Ранее стало известно, что две россиянки - Клебанова и Анастасия Дятлова, а также гражданка Азербайджана Севинь Тагиева, находясь в заключении в Хьюстоне, не были обеспечены отдельными койками и спали на полу.

"Она (Клебанова) содержится в недавно построенной тюрьме, в условиях, не сравнимых с тем, что были в Техасе. Здесь хорошее питание и достаточно образованный контингент заключенных - адвокаты, врачи, финансисты, среди которых очень много состоятельных выходцев из России", - сказал Бух. Сведениями о других арестованных по делу он не располагает, однако они должны находиться в той же самой тюрьме.

Прокуратура утверждает, что владеет обширной доказательной базой, а агенты ФБР были внедрены в состав Arc Electronics, сообщил адвокат. Сам он называет дело антироссийской провокацией. "Клебанова - никакая не "девушка Джеймса Бонда", как ее пытаются изобразить в материалах дела", - сказал Бух. Представители прокуратуры и ФБР ранее на слушаниях в Техасе подтвердили, что в составе обвинения нет статьи за шпионаж.

Дата начала судебного процесса пока не назначена. Первые слушания назначены на 9 ноября. По прогнозам представителя прокуратуры Восточного округа Дэниела Сильвера, процесс может продлиться около месяца.

Подследственные обвиняются в экспорте микроэлектронных деталей, которые находятся под строгим правительственным контролем ввиду их возможного использования во многих военных системах. Сторона обвинения заявляет, что микроэлектроника, предположительно, поставлялась в разведывательные и военные учреждения России.

Уголовное дело было возбуждено прокуратурой Бруклина в связи с тем, что все экспортные грузовые потоки компании шли через международный аэропорт Кеннеди, расположенный в подведомственном административном округе Нью-Йорка, включающем Бруклин и Квинс. Нередко грузы отправлялись не напрямую в Москву, а через Канаду, Финляндию и Германию, оплата поставок производилась из России через компании, зарегистрированные на Виргинских островах, в Панаме и Белизе, утверждает обвинение.

Ранее двое фигурантов дела - натурализованная гражданка США уроженка Украины Светалина Загон и иммигрантка из Азербайджана Людмила Багдикян - были выпущены под залог.

Российский МИД ранее потребовал от американской стороны прекратить оказывать психологическое и моральное давление на арестованных в США по подозрению в незаконном экспорте микроэлектроники россиян, а также склонять их к признанию вины.