ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич
30 октября 2012 года
Со дня рождения народного артиста СССР Анатолия Папанова (1922-1987) исполняется 90 лет.
Ниже приводится биографическая справка.
Актер театра и кино, народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 октября (по другим данным - 31 октября) 1922 года городе Вязьме Смоленской области.
Позже переехал с родителями в Москву.
После окончания школы работал литейщиком в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода и одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе "Каучук". С первых дней Отечественной войны Папанов был на фронте, командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942 году был тяжело ранен в ногу.
Вернувшись в Москву инвалидом, Папанов подал документы в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) и поступил на актерский факультет в мастерскую артистов МХАТ Марии Орловой и Василия Орлова.
После окончания ГИТИСА в 1946 году стал работать в Клайпедском русском драматическом театре в Литве, где его первой ролью была роль Сергея Тюленина в "Молодой гвардии".
В 1948 году по предложению режиссера Андрея Гончарова Папанов перешел в Театр Сатиры в Москве.
Начинал как острохарактерный актер: Шафер, Англичанин и Вельзевул ("Клоп", "Мистерия-Буфф" Владимира Маяковского), Корейко и Воробьянинов ("Золотой теленок", "Двенадцать стульев" по Илье Ильфу и Евгению Петрову), Почесухин ("Памятник себе" Сергея Михалкова). Обращением к трагической и психологической сатире стали роли Юсова ("Доходное место" Александра Островского), Городничего ("Ревизор" Николая Гоголя), Фамусова ("Горе от ума" Александра Грибоедова).
Драматическая сторона дарования Анатолия Папанова раскрылась в ролях Теркина ("Теркин на том свете" Александра Твардовского), Хлудова ("Бег" Михаила Булгакова), Судакова ("Гнездо глухаря" Виктора Розова), Гаева ("Вишневый сад" Антона Чехова).
Среди других заметных театральных ролей артиста - Боксер ("Дамоклов меч" Назыма Хикмета), Манган ("Дом, где разбиваются сердца" Бернарда Шоу), Бродский ("Интервенция" Льва Славина), дед Цыбулька ("Таблетку под язык" Андрея Макаенка), Гицэ ("Рыжая кобыла с колокольчиком" Иона Друцэ) и др.
Как режиссер Папанов поставил спектакль "Последние" Максима Горького (1987).
Всего в Театре Сатиры Анатолий Папанов за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были сняты на киноленту, например, "Маленькие комедии большого дома", где партнерами Папанова были Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и др.
Кинематограф не замечал Анатолия Папанова вплоть до начала 1960-х годов. Исполнение сложнейшего психологического образа генерала Серпилина в фильме "Живые и мертвые" (1963) по Константину Симонову вывело его в первый ряд ведущих артистов советского кино. В 1960-е годы Анатолий Папанов много снимался в самых разных жанрах и ролях. Среди его работ - роли в психологической драме "Наш дом" (1965), киноповести об ученых "Иду на грозу" (1965), лирических комедиях "Приходите завтра" (1963), "Порожний рейс" (1963), "Дети Дон-Кихота" (1965), сатирической комедии "Дайте жалобную книгу" (1965).
В 1966 году на экраны страны вышла картина Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Роль Сокол-Кружкина, сыгранная Папановым, была небольшой, но запомнилась зрителям, а фраза "Свободу Юрию Деточкину!" стала визитной карточкой фильма.
После этого фильма Папанов часто выступал в кино в комическом амплуа. Актер создал незабываемые образы Лелика в комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" (1968) и Кисы Воробьянинова в "12 стульев" (1977) Марка Захарова, снялся в комедиях "Семь стариков и одна девушка" (1968), "Джентльмены удачи" (1971), "Дача" (1973), "Инкогнито из Петербурга" (1978) и др.
В 1967 году Папанов снялся во второй части военной дилогии "Живые и мертвые" - фильме "Возмездие", также исполнил несколько драматических ролей в фильмах "Наш дом" (1965), "Иду на грозу" (1966), "Белорусский вокзал" (1971), "Разрешите взлет" (1972), "День приема по личным вопросам" (1974).
Заметными стали работы Папанова в экранизациях произведений Антона Чехова - "В городе С." (1966), "Семейное счастье" (1969), "Плохой хороший человек" (1973).
В последние годы жизни Папанов практически не снимался, но много работал в театре. Последней ролью актера на экране стал Копалыч в реалистической драме Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего" (1988), вышедшей на экраны уже после его смерти.
Всего Папанов участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов. Многие озвученные им роли в анимационных лентах до сих пор пользуются особой популярностью, прежде всего, образ Волка в серии "Ну, погоди!".
Папанов преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.
Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за роль Серпилина в фильме "Живые и мертвые"), лауреат Государственной премии СССР (1989, за роль Копалыча в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего", посмертно).
Умер 7 августа 1987 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Имя Папанова носит малая планета № 2480. В честь Папанова назван теплоход.
Анатолий Папанов был женат на актрисе, заслуженной артистке РСФСР Надежде Каратаевой. Их дочь Елена пошла по стопам родителей, она актриса Московского драматического Театра им. М.Н. Ермоловой.