Студентам из Казахстана, друзьям Царнаева, предъявлено новое обвинение
14 сентября 2013 года

Лариса Саенко. Гражданам Казахстана Азамату Тажаякову и Диасу Кадырбаеву, а также американцу Робелу Филиппосу в пятницу предъявлено новое обвинение в федеральном суде Бостона в препятствовании правосудию при расследовании Бостонского теракта и сговоре с целью уничтожения улик в комнате одного из предполагаемых исполнителей теракта Джохара Царнаева.

Обвинение выдвинуто в связи с новыми обстоятельствами, касающимися третьего фигуранта - американца Робела Филлипоса, и объединением этих двух уголовных дел в одно.

По данным ФБР, арестованные Тажаяков и Кадырбаев пытались убрать улики из комнаты их товарища Джохара Царнаева, одного из предполагаемых исполнителей теракта, а Филлипос лжесвидетельствовал и препятствовал расследованию теракта. Все трое обвиняемых ответили - "не виновен".

"МЕТОД ДАВЛЕНИЯ"

Краткая судебная процедура растянулась на несколько часов, поскольку нью-йоркский адвокат Тажаякова не прибыл на утренние слушания. Как пояснила судья Мэриан Боулер, он застрял в поезде по пути из Нью-Йорка в Бостон из-за упавшего на рельсы дерева. Поэтому Тажаякову обвинение было предъявлено на три часа позже. Подсудимых привели в оранжевых тюремных робах и цепях, сняв наручники лишь в судебном зале.

"Новое выдвинутое обвинение не грозит большим сроком наказания, но его можно расценить как метод давления на обвиняемых и затруднение работы их защитников", - сказал адвокат Тажаякова Аркадий Бух.

В зале присутствовали родственники всех обвиняемых - отец Кадырбаева, родители Тажаякова, а родня бостонца Филлипоса смогла уместиться лишь на двух длинных судебных скамейках. Отпущенный ранее под залог Филлипос появился в здании суда в торжественном черном костюме с белоснежной рубашкой. От общения с прессой он воздержался.

Как следует из материалов обвинения, студенты из Казахстана забрали из комнаты Царнаева компьютер и рюкзак с фейерверками, части которых использовались в скороварках, взорванных на финише марафона 15 апреля. Улики, выброшенные ими на свалку, позже нашли представители спецслужб США. Филлипос, который обвинен в лжесвидетельстве, высказал три разных версии того, что он делал 18 апреля, прежде чем сознаться, что побывал в комнате главного подозреваемого Джохара Царнаева и забрал оттуда его вещи и ноутбук.

Девятнадцатилетним гражданам Казахстана, приехавшим в США на учебу, грозит срок наказания до 25 лет лишения свободы. Максимальный срок по статьям обвинения Филлипоса составляет 16 лет.

Два взрыва прогремели в Бостоне во время международного марафона 15 апреля. Погибли три человека, более 200 были ранены. В организации теракта и убийстве полицейского в кампусе Массачусетского института технологий обвиняются братья Тамерлан и Джохар Царнаевы. Джохар был задержан 20 апреля. Тамерлан скончался 19 апреля от ран, полученных в перестрелке с полицией и в результате наезда автомобиля, за рулем которого был его младший брат, утверждает следствие.

ПРОКУРОРЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СДЕЛКУ

Адвокаты казахских студентов не исключают, что прокуратура может объединить дела самого Джохара Царнаева и его товарищей, обвиненных в пособничестве при сокрытии улик. В этом случае все четверо бывших студентов университета Дортмунда окажутся на одной скамейке подсудимых.

"Я не буду удивлен, если прокуратура объединит дело студентов с делом Царнаева, чтобы создать еще большее психологическое давление на обвиняемых", - сказал Бух . По его словам, прокуратура уже предлагала сделку его подзащитному, не оговаривая конкретные условия, однако Тажаяков и Кадырбаев "категорически отказались".

Родные студентов из Казахстана осторожны в своих комментариях, поскольку прокуратура наложила гриф секретности на предоставленные защите документы ФБР. Окончательное решение будет принято судьей, которая по закону уполномочена ограничить общение со СМИ для любых комментариев по делу, сказал адвокат Кадырбаева Роберт Стал.

По его словам, защита всех трех обвиняемых будет координировать свои действия, однако маловероятно, что суд присяжных будет перенесен в другой штат. По законам США, присяжные не должны иметь предопределенного заранее мнения, но в Бостоне едва ли найдутся люди, не осведомленные о теракте 15 апреля.

Тажаяков и Кадырбаев не жалуются на тюремные условия содержания. "Держатся спокойно, слез и рыданий нет", - сказал Бух.

Семья Тажаякова улыбалась и приветственно махала руками Азамату, которого ввели в зал для нового обвинения. "Мы здесь находимся для того, чтобы поддержать сына. Уже пять месяцев он сидит в одиночной камере, не видя Солнца. Мы улыбаемся, потому что он не должен знать, как тяжело нам самим. Мы знаем, что он не виновен", - сказал Амир Исмагулов, отец Тажаякова.

Семья приехала в Бостон в апреле и не намерена возвращаться домой до вердикта, который, они верят, будет оправдательным. Родные арестованных студентов навещают их в тюрьме раз в неделю. Следующие слушания в Бостонском суде состоятся 29 октября.