Дневной сон улучшает память и обучаемость дошкольников, говорят ученые
23 сентября 2013 года
Дневной сон в детском саду повышает обучаемость детей за счет улучшения памяти, установили ученые из США, труд которых опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследователи из Университета Массачусетса в Амхерсте (University of Massachusetts Amherst) под руководством психолога Ребекки Спенсер (Rebecca Spencer) изучили процесс обучения 40 детей из шести детских садов штата. Всем им давались визуальные задачи по утрам, а именно запомнить расположение картинок на панно. Некоторые участники эксперимента имели "тихий час", их дневной сон в саду длился в среднем 77 минут. Другая часть в это время бодрствовала. Затем исследователи проверяли, как хорошо дети запомнили месторасположение картинок. Проверка проходила и на следующий день, чтобы оценить, повлиял ли ночной сон на память.
Дети, не имевшие "тихого часа", существенно чаще ошибались (65% точности) по сравнению с теми, кто спал днем (75% точных ответов). Иными словами, группа отдохнувших дошколят запомнила на 10% картинок и мест их расположения больше. Схожие результаты получились в обеих группах и на следующий день.
"Это означает, что, если дневной сон пропущен, ребенок не может наверстать упущенное для своей памяти за счет ночного сна. Вероятно, существует особая польза сна, максимально близкого к процессу обучения", - говорят авторы.
Чтобы оценить влияние сна и его стадий на память, ученые также изучили биофизиологические изменения в мозге 14 дошкольников, которые спали днем в условиях лаборатории. Выяснилось, что существует взаимосвязь между глубиной дневного сна и активностью в областях мозга, связанных с обработкой новой информации.
Исследователи подчеркивают, что их труд впервые анализирует влияние дневного сна на обучаемость дошкольников. "Мы даем научные доказательства того, что дневной сон для дошкольников способствует академическим целям раннего образования", - говорят ученые.