Эксперты рассказали, что нужно делать в первую очередь при пропаже ребенка
19 февраля 2013 года
Обращение в полицию, оперативное оповещение знакомых, заготовленный список особых примет и знание основных правил поисков на природе и в людных местах, существенно помогут в обнаружении пропавшего ребенка, заявили во вторник эксперты в ходе онлайн-конференции в .
"Существует миф, что нужно ждать трое суток после пропажи человека, чтобы обратиться в полицию. Это не так - начинать поиск надо как можно скорее. Сразу обращайтесь к полицейским, в поисковые отряды, обзванивайте знакомых", - заявил координатор поискового отряда "Лиза Алерт" Станислав Тихонов на онлайн-конференции "Как быстро найти потерявшегося с расстройством аутистического спектра", проводимой в рамках информационного марафона "Проблемы аутизма".
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА
Эксперт посоветовал завести так называемый "детский паспорт", в котором указываются основные приметы ребенка. Такой паспорт представляет собой бланк с уже расчерченными графами, образец которого можно найти в интернете.
"Родители в сильной стрессовой ситуации могут забыть, какие у ребенка есть приметы: родинки, цвет глаз, часто даже нормально не могут указать рост. Если вы заведете себе такой паспорт, в случае пропажи поиск значительно облегчится", - сказал координатор.
Тихонов посоветовал регулярно фотографировать своих детей, так как фотография даже полугодовой давности может оказаться бесполезной - внешность детей быстро меняется, и незнакомый с ребенком человек может его просто не узнать по старому снимку. Также, по мнению эксперта, не лишним будет приобрести для ребенка GPS-трекер - устройство, с помощью которого можно отслеживать его передвижение.
"В том случае, если ребенок потерялся на природе, надо немедленно блокировать воду. Встать и смотреть, чтобы ребенок на нее не вышел и не утонул. А потом вызывать знакомых и полицию. Если ребенок пропал в торговом центре - обращайтесь к охранникам, чтобы немедленно блокировали выходы. В такой ситуации не надо стесняться, ведь ребенка могли и украсть", - сказал он.
ПРОПАВШИЕ ДЕТИ С АУТИЗМОМ
Дети с расстройством аутистического спектра находятся в наибольшей зоне риска, так как они могут не осознавать, что потерялись, и не просить о помощи. В этом случае важную роль играют профилактические меры, считает психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Татьяна Медведовская.
"Можно отработать с ребенком определенный алгоритм действий, которому он будет следовать при определенных признаках, например, если обнаружит, что рядом нет взрослого. Его нужно обязательно отработать, а не просто проговорить", - сообщила эксперт.
Также она напомнила, что у аутичного ребенка часто бывает свой любимый маршрут, который в случае пропажи нужно проверять в первую очередь. Помимо этого, зная особенности близкого человека, нужно попытаться предположить, что его могло привлечь, куда он мог отправиться. "Хотя, как правило, угадать, что аутисту пришло в голову, очень сложно", - добавила Медведовская.
По мнению психолога, зачастую бывает очень трудно понять, что человеку нужна помощь. "Он увлечен своим интересом, он что-то разглядывает, и просто не замечает, что рядом с ним нет близкого взрослого, что он в опасности", - считает Медведовская.
Эксперт добавила, что только наблюдая за поведением человека, который странно себя ведет, не так как другие люди, энергично жестикулирует, именно тогда можно понять, что, возможно, ему нужна помощь. "Можно к нему подойти и попытаться вступить в контакт, но тут уже по обстоятельствам действовать, потому что не бывает двух одинаковых людей с расстройствами аутистического спектра", - рассказала она.
Если в подобной ситуации выяснилось, что человеку нужна помощь, необходимо первым делом попытаться узнать его имя и контактный телефон, чтобы связаться с его родителями или опекуном. Но в силу особенностей людей с расстройствами аутистического спектра этот контакт может быть затруднен.
"Дети с расстройствами аутистического спектра могут не ответить на вопрос, заданный в незнакомой формулировке. Мама научила их отвечать на определенный вопрос, поэтому вопрос, заданный чуть по-другому, может не вызвать у ребенка ответной реакции", - заметила психолог.
Для того, чтобы постараться преодолеть этот барьер, во-первых, надо постараться разнообразить формулировки одного и того же вопроса, а во-вторых, дать ребенку время для ответа. "Реакция на ваш вопрос может быть отсроченной на довольно длительное время", - рассказала она.