Вопрос выбора модуля в рамках ОРКСЭ по-прежнему вызывает споры экспертов
27 сентября 2012 года
Вопрос выбора школьниками модуля для изучения в рамках курса ОРКСЭ по-прежнему вызывает споры экспертов: некоторые считают, что идея индивидуального выбора предмета для изучения пока что демонстрирует нежизнеспособность.
В феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях страны. С 1 сентября 2012 года этот курс стал обязательным предметом для всех российских четвероклассников. На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть "модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками", и основы светской этики.
"Идея индивидуального выбора, как мне кажется, пока что демонстрирует свою нежизнеспособность. Мне думается, что более практической и приемлемой была обсуждавшаяся еще до введения этого модуля мысль о том, школьникам надо дать основы всех мировых религий", - заявил в четверг на круглом столе, посвященном промежуточным итогам курса, секретарь Евроазиатского еврейского конгресса, автор учебника по иудаизму Михаил Членов.
Он пояснил, что школьник не может по психологическим причинам противопоставить себя коллективу, и поэтому выбор все равно делается в пользу модуля, выбранного большинством. Он также надеется, что курс в будущем будет перенесен "хотя бы на шестой класс".
Заведующий научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик считает, что семья выбирает модуль исходя в том числе из его близости к своим традициям, "и это совпадает с конфессиональным выбором".
"Изучать все религии по всем годам обучения это, очевидно, абсурд, а изучать один год это все в четвертом классе рано, и это надо делать в старшей школе", - убежден он.
Он считает, что опыт Бельгии может быть примером - по словам Метлика, если хотя бы один ребенок в этой стране изъявит желание изучать какой-либо предмет, школа обязана предоставить ему учителя.
"У нас это может быть утопия на данный момент, но уже такие опыты есть, и при должном обеспечении это все возможно, это вопрос только технический и финансовый", - сказал эксперт.
По словам главы департамента Минобрнауки Елены Низиенко, полностью завершен выбор модулей этого курса в 77 субъектах РФ. "Основы светской этики" выбрали 47% учащихся, "Основы православной культуры", - 28,7%, "Основы мировых религиозных культур" - 20,3%, "Основы исламской культуры" - 5,6%, "Основы буддистской культуры", - 1,2%, "Основы иудейской культуры" - 0,1%.
Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. Проходивший в 21 регионе России в течение двух лет эксперимент был признан удачным.