ГД поддерживает введение в РФ соцпатроната при условии поправок ко II чтению
25 сентября 2012 года
Госдума приняла во вторник в первом чтении правительственный законопроект о введении в России института социального патроната, однако ко второму чтению парламентарии намерены всерьез поработать над его формулировками, чтобы устранить все опасения в обществе.
Законопроект, внесенный в Госдуму 23 марта, вводит новую форму индивидуальной профилактической работы с детьми из неблагополучных семей и родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации - социальный патронат, который предполагает оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.
Во вторник первый зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина заявила, что в Госдуме будет создана рабочая группа по доработке формулировок в правительственном законопроекте о введении института социального патроната, чтобы они не толковались двояко и не было какого-либо недопонимания. В нее войдут представители всех заинтересованных общественных организаций.
Согласно тексту законопроекта, работать с семьями, нуждающимися в помощи, в рамках соцпатроната будут органы опеки и попечительства, с согласия родителей и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста. При чем социальный патронат, согласно инициативе, может быть установлен органом опеки и попечительства в случае, если по результатам проведенного им обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка, будет установлено, что родители или законные представители ребенка создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию или отрицательно влияют на его поведение, но при этом нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей родительских прав.
В законопроекте говорится, что субъекты РФ могут устанавливать дополнительные основания для установления социального патроната.
Ранее при обсуждении законопроекта в Думе широким экспертным сообществом парламентарии пришли к мнению, что до второго чтения им еще предстоит серьезно поработать над текстом документа. Так, в Госдуме предлагают не наделять российские регионы правом устанавливать дополнительные основания для применения социального патроната, а четко прописать их в федеральном законе. Также из законопроекта необходимо исключить положения об установлении социального патроната на основании письменного обращения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. По мнению экспертов, ребенок младше 14 лет не может адекватно принимать решения, связанные со своей судьбой и семьей.
Есть претензии и к положениям о том, кто и как обследует условия жизни семьи. По мнению парламентариев, формулировки в законопроекте очень туманные.
Кроме того, предлагается дополнить законопроект положениями, устанавливающими судебный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью. По мнению депутатов Госдумы, именно суд должен определить, насколько веские основания для отобрания ребенка.