Политика одного ребенка в КНР делает детей китайцев эгоистами
10 января 2013 года
Психологи сравнили поведение людей, родившихся до введения политики "одного ребенка" в Китае в 1979 году и после него, и выяснили, что превращение в "маленьких императоров" негативно повлияло на психологию китайцев, сделав их эгоистичными и не склонными к риску, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
Политика "одна семья - один ребенок" реализуется в КНР с 1979 года для контроля роста численности населения страны. Несмотря на уже возникающие сложности в демографической ситуации и стремительное старение населения, Пекин пока не намерен отказываться от текущей демографической политики.
Группа ученых под руководством Лизы Кэмерон (Lisa Cameron) из университета Монаша в Клейтоне (Австралия) определила, какие изменения вызывала эта политика в поведении и психологии детей и взрослых, проследив за действиями двух групп людей в возрасте от 30-35 лет, участвовавших в экономической ролевой игре.
Кэмерон и ее коллеги собрали группу из 420 добровольцев, проживающих в Пекине и родившихся в промежутке между 1975 и 1983 годами. Психологи разделили своих подопечных на несколько групп и предложили им принять участие в нескольких ролевых играх.
Так, в первой из них исследователи выдавали добровольцам небольшую сумму денег - 100 юаней - и спрашивали их, готовы ли они подарить часть этих средств одному из участников игры, чье имя оставалось скрытым. При этом психологи уведомляли "мецената", что они утроят его дар и передадут эти деньги второму добровольцу, у которого будет возможность вернуть назад часть из этих средств.
В другой игре испытуемые участвовали в небольшом арифметическом соревновании - они должны были сложить как можно большее число пар двузначных чисел за пять минут и выиграть у другого добровольца. Чем больше было превосходство у победителя, тем больше он получал денег - по десять юаней за каждую корректно подсчитанную сумму.
Ученые проанализировали результаты игр для детей из семей с одним и несколькими детьми до и после введения политики одного ребенка и пришли к нескольким интересным выводам.
Во-первых, бывшие "маленькие императоры", родившиеся после 1979 года, были более эгоистичными и менее склонными к риску, чем их старшие товарищи. В среднем, они на 16% реже решались пожертвовать часть денег во время первой игры и возвращали меньше подаренных средств своему товарищу-меценату.
Во-вторых, дети политики одного ребенка были меньше заинтересованы в конкуренции и риске - они решали меньше задач и реагировали на проигрыш слабее, чем их конкуренты из многодетных семей.
Как полагают Кэмерон и ее коллеги, результаты их работы позволяют говорить о том, что политика "одна семья - один ребенок" негативно повлияла на психологическое развитие детей, родившихся после 1979 года.
Отсутствие "конкуренции" в семье и особое отношение родителей к своему единственному отпрыску лишило их стимула к саморазвитию и сделало их более эгоистичными и менее способными к риску, заключают ученые.